Краткий обзор современной поэзии от 80-х до наших дней

Развитие современной поэзии начинается с 80-х годов, так как именно в этот период в ней произошёл резкий подъём, продолжающийся и по сей день. Перестройка обусловила скачок от социалистического реализма, господствовавшего во всех сферах искусства советской эпохи, к появлению принципиально новых тенденций.

Поэзия конца XX века явила собой причудливый синтез различных жанров. В данный период реалистическая поэзия (например, стихи И. Евса, Олеси Николаевой) существовала бок о бок с модернистскими и постмодернистскими экспериментами. Словно «заново родились» школы Серебряного века: футуризм, акмеизм; вновь пробудился интерес к декадансу (творчество П. Барсковой). Начал активно развиваться авангард (поэзия Пригова, Айзенберга), в советское время по понятным причинам не прижившийся на нашей почве. В связи с этим конец XX — начало XXI века некоторые исследователи не без основания называют эпохой Возрождения русской поэзии.

Полная свобода слова, сознательный разрыв с критериями, сковывающими творческую свободу — в результате поэты рубежа веков представляли собой пёструю разноголосую толпу, наводнившую площадь, где не был установлен единый микрофон, но каждый имел его при себе и был готов вещать. Это «многоязычие» современной поэзии было отражено в названии крупного литературного сообщества «Вавилон», основанного в те годы Дмитрием Кузьминым. У каждого поэта должен быть свой язык, у каждого появился голос… только слушать оказалось практически некому. На той площади стояли сотни, тысячи поэтов — и единицы читателей.

С распространением Интернета ситуация изменилась. Оказалось, что поэзия может быть популярной: появилось множество литературных сайтов, кроме того, стихи стали активно публиковаться в соцсетях. Любой поэт получил шанс дойти до читателя.

Безусловно, у каждой медали есть обратная сторона. И, безусловно, читатель, которому более не объявляют, что такое хорошо, а что такое плохо, движется по этой зыбкой почве крайне неуверенной походкой. Сориентироваться здесь почти столь же сложно, как в темном лесу — сегодня тебе предлагают текст о Родине, написанный «классическим» слогом, завтра — абсурд, соц-арт, поток сознания в форме верлибра. Но главное — он, читатель, уже вступил на эту тропу. И только от автора зависит, куда она приведёт.